До начала периода массового применения новые технологии, еще не став не просто обыденными, но хотя бы хорошо изученными, попадают в капкан мифов и завышенных ожиданий потребителей. Технологиям присваиваются несуществующие возможности, порой даже совсем мистические. Эта учесть не обошла и систему ГЛОНАСС. Ряд простых пользователей навигаторов до сих пор уверены, что спутники ГЛОНАСС следят за их машиной и отображают ее местоположение на карте навигатора, смартфона или планшета. В этом случае, совсем логично получается пропадание метки на карте лишь стоит только заехать на подземную парковку. Приходилось слышать и такие предложения, раз система ГЛОНАСС имеет глобальное покрытие, то ее можно использовать для связи и дистанционного обучения в отдаленных регионах. Такие и даже еще более фантастические возможности порой приписываются системе ГЛОНАСС в средствах массовой информации.
В связи с трагедией в аэропорту «Внуково» представители средств массовой информации обращаются с просьбой о помощи разобраться в вопросах связанных с системой ГЛОНАСС и решениях на ее основе. В меру наших возможностей мы помогаем коллегам журналистам разобраться в интересующих вопросах и объективно освещать имеющуюся информацию в части навигационных технологий.
Ассоциации разработчиков, потребителей и производителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в этом году исполнилось 7 лет. Одной из основных задач Ассоциации и журнала «Вестник ГЛОНАСС», остается информирование потребителей и широкой общественности о возможностях системы ГЛОНАСС, имеющемся опыте и перспективах использования отечественных навигационных технологий в самых различных отраслях страны. Завышенные ожидания и, как следствие, неудовлетворенный спрос потребителей вызывают негативное отношение к самой технологии ГЛОНАСС. Ассоциация на своем сайте даже была вынуждена создать раздел "Мифы и ляпы о спутниковой навигации", который был очень популярен еще не так давно, но надо отдать должное, в последнее время раздел пополняется уже не так активно. В меру наших возможностей мы поддерживаем контакты с коллегами из других СМИ, всегда готовы подсказать и проконсультировать, пригласить на наши мероприятия.
Сейчас Ассоциация объединяет более 80 компаний, большая часть которых это разработчики и операторы систем мониторинга.
Что же представляет из себя система мониторинга на базе ГЛОНАСС. Все не так сложно. В упрощенном виде терминал мониторинга можно представить состоящим из двух частей: навигационной и коммуникационной. Такие части как питание, антенна, память опустим для простоты. Навигационная часть занимается вычислением текущего местоположения терминала на основе сигналов спутников системы ГЛОНАСС с привязкой к точному времени. Коммуникационная часть отвечает за передачу данных о времени и координатах объекта на сервер мониторинга. По усмотрению производителя терминал также может быть оборудован дополнительными каналами для передачи дополнительных данных, например, концевик двери, вес груза, температура, уровень топлива, газоанализатор, датчик радиоактивности, датчик ускорения, угломер и многое другое, в зависимости от стоящих перед системой задач.
Простейшую систему мониторинга можно создать самому, просто купив навигационный маяк и подключив его к бесплатному и платному сервису мониторинга в сети Интернет.
Поставите вы такой маяк в машину, будет система мониторинга транспорта, положите в карман пожилому пациенту, будет система мониторинга пожилых людей или людей с ограниченными возможностями.
Но по своему назначению системы могут быть абсолютно разными, да и применяемые технологии также могут быть разными. Приведу пример из сельского хозяйства, систему мониторинга можно поставить на трактор обрабатывающий поле, точность определения местоположения будет 5-15 метров в зависимости от условий приема и оборудования. Такая система позволит руководству сельхозпредприятия исключить забеги тракторов в магазин соседнего села или слив топлива, составить наиболее оптимальную схему перемещений техники, ввести систему оплаты труда трактористам на основе учета рабочего времени и сложности выполняемых работ. На базе системы ГЛОНАСС также можно сделать систему высокоточного земледелия, позволяющую определить расположение рабочего органа трактора на земле с точностью до 5-7 см, за счет чего повысить урожайность некоторых культур, сократить расходы обработку и удобрение земель, но это будет уже другая система с использованием других решений, при этом базовой будет все также технология ГЛОНАСС.
Трагическая гибель президента компании Total в московском аэропорту «Внуково» подняла волну публикаций о системе ГЛОНАСС и системе мониторинга технологического транспорта аэропорта на базе ГЛОНАСС, которая, якобы, не смогла предотвратить внештатную ситуацию. Тут стоит задать вопросы: способен ли ГЛОНАСС решать задачи безопасности, в том числе на транспорте, и какие решения для этого необходимы. Система мониторинга транспорта на перроне аэропорта, аналогичная установленной во Внуково, как система информационная, в принципе не может решать задач обеспечения безопасности полетов, у нее другие задачи и функции. Для задач обеспечения безопасности применяются системы с резервированием каналов, дублированием получаемых данных несколькими источниками, системой контроля работоспособности как отдельных элементов, так и всей системы в целом, существуют регламенты обработки выдаваемых системой сообщений и принятия по ним управляющих воздействий. Возможно ли решать задачи такого класса с помощью системы ГЛОНАСС? Однозначно можно ответить да. Только, в силу возлагаемой на подобную систему ответственности, статус такой системы и применяемое оборудование должны быть иными.
В декабрьском номере журнала «Вестник ГЛОНАСС» мы расскажем о том как ГЛОНАСС используется для контроля за перемещением опасных грузов и почему и как эта система должна отличаться от обычной системы мониторинга транспорта как с точки зрения применяемых решений, так и со стороны правового регулирования.
Игорь Лисовой
Заместитель исполнительного директора Ассоциации «ГЛОНАСС//ГНСС-Форум»
Главный редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС»
Источник: http://vestnik-glonass.ru/~qYCEf

