В контексте недавних авиакатастроф главные новостные сети подняли вопрос о способности пилотов управлять самолётом вручную, когда выходят из строя автоматизированные системы управления. Новые исследования человеческого фактора/эргономики обнаруживают, что мыслительные способности пилотов, такие как способность к навигации, ориентированию в пространстве, очень чувствительны к статусу полёта. Открывается зависимость поведения пилотов в проблемных ситуациях от того, каким самолётом они управляют. Если это современная кабина с автопилотом, то снижается способность пилота к критическому мышлению.
В новом исследовании, опубликованном в Human Factors, учёные изучали, насколько негативно длительный полёт на автопилоте отражается на умении пилота выполнять свои ключевые задачи.
Результаты показали, что такие навыки как считывание показаний приборов и "stick-and-rudder" («ручка управления и педали») остаются в норме, даже если долго их не использовать. Однако пилоты часто впадают в растерянность, когда отключается спутниковая навигация и дисплей с картой, или возникают проблемы с оборудованием, а автоматическая система дать совет не может.
«Мы можем не беспокоиться о вещах, которые пилоты делают руками в кабине, но должны беспокоиться о тех вещах, для которых нужны мозги, – говорит Стив Каснер, психолог-исследователь Научно-исследовательского центра имени Эймса (НАСА). – Способность пилотов не расслабляться, когда самолёт за них ведёт компьютер, – ключевой вызов чтобы держать наготове их когнитивные навыки».
По материалам зарубежных СМИ
Источник: http://vestnik-glonass.ru/~J7HlC

